Детский психолог Елена Петрова одна из первых в нашей области начала применять в своей работе новое терапевтическое направление – сказкотерапию. О «лечении души сказками», пользе «Репки» и многом другом она рассказывает в нашем интервью.
О призвании
Елена получила психологическое образование, окончив факультет социального управления ЯГПУ им. К.Д. Ушинского со степенью «магистр». С удовольствием помимо работы психолога, исполняет роль воспитателя в детском саду.
Лена, почему ты выбрала именно профессию психолога?
Окончив университет, я поняла, что мне нравится психология, нравятся дети, поэтому и выбрала профессию детского психолога. Общение с детьми всегда доставляет мне огромную радость.
Каково это - работать с детьми?
Работать с детьми безумно интересно, они придают энергии, разукрашивают нашу жизнь яркими красками, подкупают своей искренностью, жизнерадостностью, непосредственностью и внутренней свободой.
О сказкотерапии
Почему сказкотерапия?
Все дети очень любят игры, сказки, и сказкотерапия отвечает всем детским требованиям. Терапевтическое лечение происходит интересно и незаметно для детей.
В чем состоит суть метода сказкотерапии?
Сказкотерапия – это терапевтическое лечение души ребенка с помощью сказки. Рассказом можно успокоить, скорректировать поведение. Если ребенок ведет себя очень агрессивно или, наоборот, он замкнутый и необщительный, неуверенный в себе, плаксивый, излишне раздражительный – такие случаи можно вылечить с помощью сказок.
Для терапии подходят все привычные для нас сказки, или для каждого ребенка сказка своя?
Для каждого ребенка я подбираю свою сказку, которая ему поможет. Часто приходится писать сказки с любимыми героями ребенка. Для групповых занятий можно использовать и привычные всем с детства сказки, но в новой интерпретации. Вот, например, «Репка» - это сказка о пользе коллективной работы, она подойдет для ребенка, который не очень любит сотрудничать и общаться с другими ребятами. После прочтения нужно закрепить результат: поможет, например, коллективная игра или совместное занятие.
С какими психологическими трудностями помогают справиться сказки? Есть ли какие-то ограничения при использовании сказкотерапии?
У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д.
Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но... в каждом случае свои комбинации и акценты.
Как проходит обычное занятие по сказкотерапии?
Занятие состоит из нескольких частей: ритуал «входа» в сказку, затем повторение того, что усвоили раньше, потом приобретение нового опыта через новую сказку, закрепление с помощью разных методов и техник, ритуал «выхода» из сказки.
О вдохновении, интересах и секрете успеха
Что для тебя является источником вдохновения в работе?
Источник вдохновения – улыбки и смех детей, их привязанность и искренняя любовь.
В чем, по-твоему, состоит секрет успеха в профессиональной деятельности?
Секрета никакого нет, успех будет только в той деятельности, которая доставляет тебе огромное удовольствие и позволяет самосовершенствоваться.
Какие у тебя есть увлечения помимо работы?
Люблю посещать разные выставки, театральные постановки. Зимой люблю кататься на лыжах.
Как относятся твои родственники и друзья к твоей, бесспорно, сложной работе?
Они все меня поддерживают, дают возможность развиваться в этом направлении.
И напоследок, твои пожелания для посетителей Молодежного портала:
Пусть каждый посетитель портала найдет себе занятие по душе, как и я.